Дискуссия между учеными когда-нибудь приведет к разгадке тайны возникновения землетрясений

13.03.2011 17:54

Причиной самого мощного землетрясения в Японии за все время наблюдений могло быть влияние небесных тел – сказал заместитель директора Института географии Российской академии наук Аркадий Тишков.

Следует заметить, что именно сейчас происходит явление, названное «суперлунием». Луна, наш единственный сателлит, находится в точке своей орбиты, наименее удаленной от Земли. Это около 350 тысяч километров. Многие ученые полагают, что гравитационное воздействие Луны на земную литосферу в состоянии влиять и на тектонические процессы. Наш спутник оказывается в ближайшей точке своей орбиты один раз в двадцать лет. К этому можно добавить максимум солнечной активности за последние несколько лет, наблюдаемый сейчас учеными. Плюс магнитные бури, начавшиеся несколько дней назад, но своего максимума достигшие именно в пятницу – в шесть часов утра индекс геомагнитного возмущения достиг своего максимального значения.

Все эти процессы – близость Луны, увеличение активности Солнца, магнитные бури – увеличили многократно вероятность активизации тектонических процессов в земной коре – считает Тишков, с которым солидарны многие ученые. Но есть и оппоненты, не разделяющие такие взгляды.

Газета «Взгляд» взяла подробное интервью на эту тему у доктора физико-математических наук, заместителя директора по науке Института физики Земли им. Шмидта РАН Алексея Пономарева.

«Взгляд»: Скажите, пожалуйста, могут ли факторы внеземного происхождения быть причиной землетрясения в Японии?

А.П.: Приливные воздействия крупных небесных тел, конечно же, всегда оказывают воздействие на Землю. Чем ближе это тело к нам, тем больше вероятность того, что накопленная напряженность в земной коре найдет свой выход. Но, тем не менее, вклад этих процессов минимален. Такое воздействие способно вызвать активность  только там, где она уже и так была готова вырваться наружу.

«Взгляд»: Алексей Вениаминович, а существует ли какая-то связь между магнитными аномалиями и событиями, которые происходят на Дальнем Востоке?

А.П.: Мое мнение – нет. Та энергия, которой обладает магнитное возмущение, не способна с помощью непонятных пока превращений перейти в энергию сейсмической активности по причине ее малых величин. Мы довольно длительное время ведем наблюдение за такими процессами, и фактов, подтверждающих влияние магнитных бурь на повышение тектонической активности, пока не зафиксировано.

«Взгляд»: Тем не менее, ваш коллега из Института географии РАН, твердо убежден во влиянии активности Солнца и максимальной приближенности Луны к Земле на активизацию процессов в земной коре. Ваше мнение по этому поводу?

А.П.: Несомненно, мы все находимся под влиянием тяготения Луны и Солнца. Но сила такого влияния слишком мала для того, чтобы быть единственной причиной землетрясения. Если накопленная напряженность земной коры достигла своего максимума, то тогда любое минимальное воздействие способно стать причиной стихийного явления. Возможно, в Японии именно так и было. Мы пока не имеем сведений, давали ли японские сейсмологи краткосрочный прогноз, хотя только на Хонсю у них станций, оснащенных GPS, более тысячи. Мы знаем, что за двое суток до пятничного землетрясения была семерка и 6.9 в этом районе. В принципе, даже этого было достаточно для краткосрочного прогнозирования. Тем более что японская школа форшока (землетрясение, после которого происходят более сильные, основные  толчки) считается лучшей в мире. Пока информации об этом с японской стороны не поступало.

Хотя, в области прогнозирования не все так гладко. Никакое землетрясение не можно уверенно назвать форшоком. Тряхнуло вас с силой 7 баллов – ну и что? Будет ли дальше еще толчки, никто точно не знает.

«Взгляд»: То есть это предсказать невозможно?

А.П.: Безусловно. Но и по поводу форшока однозначности нет. Однозначно определить, является ли землетрясение форшоком или это – основное событие, очень сложно. Я бы сказал, что этот вопрос является одним из фундаментальных. Если мы научимся распознавать форшок на фоне рядовых событий – то можно сказать, что этим самым мы решаем вопрос прогнозирования подземных толчков.

«Взгляд»: Близкое положение Луны и активность Солнца – вполне наблюдаемые физические явления, можно ли прогнозировать стихийные бедствия на Земле в связи с небесными явлениями?

А.П.: Да, конечно, они представляют собой явления физической природы, но это еще ни о чем не говорит. Прямых физических воздействий никто не наблюдал, и вряд ли это произойдет в будущем. А вот если взять статистику крупных сейсмических событий и сопоставить ее с динамикой положения Луны или пиками солнечной активности, то это делается. И особых зависимостей не наблюдается.

Что же касается приливов – это отдельный разговор. Да, приливы есть, потому что земная кора опускается и поднимается, это, можно сказать, глобальное явление. Но корреляция между возрастанием сейсмической активности и усилением приливных явлений наблюдается не везде.

«Взгляд»: Значит, эта связь все-таки существует? Каким образом это явление можно объяснить?

А.П.: Если в двух словах, тот так: приблизилась Луна к Земле – произошел прилив, на следующий день все повторяется. В конце концов, земная кора привыкает к такому периодическому воздействию. А если она привыкла – то значит, что где-то уже поломалась. То есть это и является причиной возникновения разломов.

Я убежден, что все, что находится внутри Земли, и тектонические явления не исключение – имеет внутреннее происхождение.

«Взгляд»: То есть, образно говоря, чтобы предсказывать такие крупные события, как землетрясение в Японии, нужно смотреть не вверх, а вглубь?

А.П.: Я совершенно убежден в этом. По солнцу землетрясение точно не предскажешь.

По материалам rtkorr.com