Ученые нашли новый минерал в старом антарктическом метеорите

07.04.2011 23:41

На сайте Американского космического агентства появилась информация, согласно которой группа ученых их разных стран – США, Японии и Южной Кореи – обнаружила совершенно новый минерал метеоритного происхождения.

Минерал назван вассонит в честь профессора Калифорнийского университета Лос-Анжелеса Джона Вассона, который известен как крупный специалист в области исследования метеоритов и их классификации. Исследован состав вассонита – это атомы серы и титана, которые расположены в виде особой кристаллической решетки, детальные характеристики которой не сообщаются. Новое название уже получило одобрение Международной минералогической ассоциации, хотя для того, чтобы новый минерал появился в официальном реестре, потребуется некоторое время.

Новый минерал обнаружен во время работ по изучению метеорита Ямато 691, который в 1969 году был обнаружен в Антарктиде. Это была одна из первых находок предметов внеземного происхождения на этом континенте. Детальный анализ образцов позволил сделать вывод, что это остатки небесного тела возрастом около 4.5 миллиарда лет, орбита его находилась в области между Марсом и Юпитером.

При помощи электронного микроскопа ученым удалось обнаружить на поверхности метеорита небольшие вкрапления минерала, который и оказался вассонитом. Размер частиц нового вещества – 50 на 450 нанометров. Судя по составу минерала, на Земле он вряд ли может быть обнаружен.

Именно метеориты сейчас являются основным источником новых минералов для геологов. Причина этого – те максимально экстремальные условия, которые они вынуждены испытывать при прохождении через плотные слои земной атмосферы на огромной скорости и во время столкновения с поверхностью планеты. К примеру, лонсдейлит – один из самых твердых по своим физическим свойствам минералов (в 1.5 раза тверже алмаза), также был открыт в метеоритах, а возможность его существования была предсказана теоретически. Тела внеземного происхождения и в дальнейшем будут практически единственным источником нахождения новых минералов.

По материалам lenta.ru

Сийдраит (Pb2Cu(OH)2I3) был найден в австралийском  месторождении Броукен-Хилл и описан британскими учеными-минералогами из Музея естественной истории. Свое название минерал получил в честь российского кристаллографа СПбГУ Олега Сийдры, который, собственно, и нашел его.
06.10.2017 00:39
Канадские наблюдатели из центра по изучению метеоритов в Онтарио в марте текущего года зафиксировали падение метеорита на ледник Сент-Томас, расположенный в провинции. Ученые «не поленились» отыскать упавшее небесное тело, и, как оказалось, не зря.
10.10.2016 12:01
Ежедневно в земной атмосфере сгорают тысячи различных космических тел – маленькие сгорают полностью, тела побольше – частично, долетая до земли. Палеоархеологи из Австралии решили более тщательно изучить микрометеориты, размер которых не превышает 50 микрометров, изучив химический состав 60 древнейших ископаемых микрометеоритов прилетевших на Землю еще в архейском периоде, их возраст составляет около 2,7 миллиарда лет. Результат их исследований был опубликован в издании Nature.
13.05.2016 11:09