Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Бурение озера Восток еще не завершено
5 февраля многолетнее бурение скважины антарктического озера Восток на глубину около четырех километров завершилось успехом. Мнения ученые касательно результатов исследований проб воды, взятых из реликтового озера, разделились. Как происходило бурение озера Восток, почему его нужно продолжить, кто будет проводить исследования, рассказал в интервью Валерий Лукин, глава Российской антарктической экспедиции.
- Валерий Владимирович, в каком состоянии оставлена пробуренная вами скважина? Придется ли полярникам после возвращения продолжить бурение?
- Продолжение буровых работ будет в любом случае - это предусмотрено технологией чистого с экологической точки зрения отбора проб из поверхностного слоя озера Восток.
Скважина заполнена заливочной жидкостью (смесь фреона и керосина). Сухое бурение озера Восток возможно до глубины всего 500 метров, после чего начинает проявляться эффект горного давления - скважина «заплывает», то есть уменьшается ее диаметр. Чтобы противостоять этому, скважина заполняется незамерзающей жидкостью, которая по плотности должна соответствовать плотности льда. Смесь керосина и фреона и дает желаемые 0.91 грамм/куб.см.
- Эта технология - отечественная?
- Да. На сегодня существует всего четыре технологии бурения глубоких скважин во льду. Одна из них - наша. Вторая - европейская, разработанная в Дании на средства Европейского научного фонда. Но она тоже использует смесь фреона и керосина.
Третья технология – американская, с использованием горячей воды. И последняя - японская технология, которая предусматривает в качестве заливочной жидкости использование ацетилбутата.
По нашей технологии скважина заливается заливочной жидкостью на несколько десятков метров ниже ее верхнего края. О контакте между буровым снарядом и водой сообщают три разных датчика.
После достижения буровым снарядом границы «лед – вода», озерная вода из-за недокомпенсации давления будет подниматься наверх. Между стенками бурового снаряда и скважины имеется небольшой зазор. Вода будет проникать в этот зазор и замерзать в нем, что «прихватит» снаряд. Поэтому необходимо после получения информации о контакте с водой немедленно поднимать буровой снаряд вверх.
А дальше начинает работать эффект поршня, всасывающий воду за собой, и столб воды поднимается вместе со снарядом. Когда эффект недокомпенсации пропадает, вода останавливается. Это глубина порядка 30-40 метров.
- И каковы планы по дальнейшей разработке скважины?
- В конце осени мы приедем на озеро Восток и будем разбуривать замороженный ледяной керн. Это будут экологически чистые пробы воды, поступившей из озера и замерзшей в трубе.
Второе бурение озера Восток не будет проводиться до поверхности озера – сейчас мы абсолютно точно знаем толщину ледового слоя. Первые нормальные пробы чистого льда доставят в Петербург весной 2013 года. Сейчас исследователи располагают пробами из водной линзы, обнаруженной на промежуточной глубине 3766 метров.
- Сейчас имеются предположения, когда ожидать первых результатов исследований? И каковы будут их итоги?
- Я думаю, это случится в конце 2013 года. Что же касается ожиданий, здесь возможны любые неожиданности. Например, обнаружения новых и совершенно уникальных видов живых организмов. Другой ожидаемый результат - абсолютная безжизненность этой воды. Повторяю, все это из области предположений.
- Привлекаете ли вы к исследованиям иностранных ученых?
- Нет. Это дорогостоящий проект. И научные исследования – самая дешевая компонента этого проекта. И если нам предлагают сотрудничать в исследованиях, мы задаемся вопросом: а где же вы были на остальных этапах проекта?
- Вы уже принимали поздравления от руководителей страны?
- Нет. Я думаю – еще поздравят. Пришла телеграмма от Матвиенко. В принципе, я и не заморачиваюсь - поздравлять нужно в первую очередь тех, кто занимался бурением.
- Имеется ли вероятность обнаружения в озере Восток микроорганизмов, опасных для современного мира?
- Да, такую возможность исключать нельзя. Но у нас давно уже отработаны безопасные методы для такого рода работ: ежегодно появляются новые штаммы гриппа, например, против которых сначала нет вакцины. Но вирусологи изучают эти вирусы, чтобы создавать новые фармакологические средства для профилактики и лечения людей. Так что сильно волноваться по этому поводу не стоит.
- А может ли научное сообщество не принять ваш метод, а вместе с ним подвергнуть сомнениям результаты исследований?
- Конечно. В науке один эксперимент – не доказательство. Но ведь первые шаги кому-то нужно делать!
Всегда существуют скептики, оппоненты – это вполне естественный процесс. А мы должны быть уверены в своей правоте, но не самоуверенными, то есть быть профессионалами.
Наши теоретические предпосылки оправдались. А различные полуфантастические гипотезы оппонентов, предполагающих наличие внутри озер огромного количество растворенных газов и эффекта пробки в бутылке шампанского, не подтвердились.
- Каково было финансирование последней антарктической экспедиции?
- У нас существует две статьи расходов на функционирование Российской антарктической экспедиции: инвестиционные и операционные расходы. Операционные расходы - это логистика, распределяемая между станциями и судами. В 2012 году на эти цели выделено около миллиарда рублей. Инвестиционные расходы используются для закупки нового оборудования – это 55 миллионов рублей.
- Этого достаточно?
- Хотелось бы, конечно, в разы больше.
- А если исследования воды с озера Восток будут успешными, можно ожидать увеличения бюджета?
- Я думаю, да. В 2010 году правительство приняло Стратегию развития деятельности России в Антарктике до 2020 года. Это три этапа, сегодня начат первый из них. В 2014 году приступим ко второму, а в 2021 – к третьему.
По уровню финансирования мы находимся на шестом месте среди антарктического сообщества. Лидер здесь – США: их бюджет составляет 280 миллионов долларов (у нас - около 34). Затем идут Япония, Германия, Великобритания и Китай.
Зато мы стоим выше Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, и Чили, которые расположены близко к Антарктиде. Франция и Норвегия тратят тоже меньше нас, хотя это развитые европейские государства. Так что это – неплохой результат.
Сюжеты по теме
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45