Добыча недр физическими лицами

11.06.2012 19:46
Добыча недр физическими лицами
Иллюстрация:
lenta.ru

Добыча недр физическими лицами, проблема, которая остается актуальной во многих странах. Сможет ли малый бизнес начать добычу больших объемов золота и что для этого нужно сделать. Об этом в своей статье рассказывает В.И. Таракановский. Он сообщает в ней о том, что в Канаде, к примеру, уже давно отошли от установки «собаки на сене», когда государство и само не добывает полезные ископаемые и создает препоны для частного капитала. Напротив, в этой стране предлагают максимальную поддержку, стимулирование и даже помощь в исследования и разработке перспективных месторождений. К примеру, недавно в Канаде физическое лицо, представитель малого бизнеса нашел крупное месторождение золота.

Так каким же золотом его считать, большим, или, может быть, малым. Речь идет о широком круге вопросов, о разведке и добыче не только золота, но и других минеральных ресурсов, которые так нужны всякому государству. А для того, чтобы добывать попутные ископаемые, которые получаются в процессе добычи ископаемых валовым способом, нужно получить отдельную лицензию, без нее это делать противозаконно. И  если индивидуальное Недропользование будет введено в повседневную жизнь, проблему разработки таких попутных ископаемых, легко решить при помощи небольших частных фирм, которые возьмут на себя «невыгодно» в огромных промышленных объемах, производство. Если рассматривать добычу золота на Аляске, данные приведены за 2000 год, где рассмотрены все показатели производительности и добычи. Можно сделать вывод о том, что в районе Нома добыча недр физическими лицами осуществляется вполне активно.

В этой работе задействовано порядка 200 человек. Но данных об их совокупной добыче золота, не приводится. В России же добыча из россыпей косы и в прибрежных районах на данный момент практически полностью блокирована действующим законодательством. При этом, нужно помнить, что данные о содержании золота на тонну, можно использовать и применять только в случае промышленной добычи золота. Физические лица обычно используют раздельный способ добычи, при этом содержание золота на тонну руды бывает до 6 раз выше, чем в среднем по месторождению. Если в дражном полигоне Усть-Майского района добыча осуществляется содержанием золота в один грамм на кубический метр, то тяжелая надежная техника на Аляске вполне выгодно работает при содержании золота в 0,4 грамма на кубический метр (сезон при этом длится порядка 180 дней, то есть, примерно пол года). Есть некоторые разночтения и в понятиях, понятие руда, и пески для этого региона может означать одно и то же. А для России, эти понятия, как правило, означают разные вещи, путать которые нельзя. На примере Аляски можно наглядно увидеть, насколько велик потенциал по производительности и реальность того, что организация добычи может осуществляться с использованием средств индивидуальных предпринимателей. В России же ситуация с россыпным золотом, в большей степени отличается от того, что мы можем видеть на Аляске.  

Здесь практически не присутствует вариантов с техногенными золотыми россыпями. Но здесь есть старые месторождения, оценка размеров которых представляется если не невозможной, то очень сомнительной. А в России есть неразработанные хвостов промывки и технологические залежи, объем золота в которых, по самым скромным подсчетам, может составлять около 5 тысяч тонн. Если эти запасы не подвергнуты оконтуриванию и оценке, не заинтересуют ни крупных добытчиков, ни даже добытчиков золота среднего звена. Дело в том, что для них разработка является достаточно серьезным и рискованным предприятием, оно требует применения ряда специальных навыков и нестандартного, творческого мышления. Но при запрете на индивидуальное старательство, откуда возьмутся предприимчивые люди, которые постараются приложить максимум усилий для того, чтобы «выжать» из своего месторождения максимум прибыли.

 В России добыча недр физическими лицами особенно перспективна в виду того, что  именно здесь расположены самые большие территории, где нет признаков человеческого жилья. Соотношение промышленных объектов золотодобычи к непромышленным залежам составляет порядка 1:1000. Все эти золотоносные залежи и проявления должны подвергаться изучению и исследованию. Но современные промышленные мощности не могут обеспечить такого охвата территорий, который требуется на сегодняшний день.  Кроме того, на сегодняшний день нет общепринятых критериев, которые могли бы точно определить, что является промышленной разработкой.

Возможно, такой промышленной разработкой, можно считать оконтуренные залежи, в которых содержится порядка 100  килограмм чистого золота. Добыча этого эквивалента должна приносить не менее 15% прибыли в год, при расчете на достоверные горнотехнические параметры. «Вольноносителем" можно считать всякой физическое лицо, которое не зарегистрировано официально, но имеет право одноразово принести в пункт приема золота свою находку. К  примеру, такими «носителями», могут стать рыбаки, грибники или охотники, которые наткнулись на золото в процессе своего пребывания на природе. Эта сделка должна регистрироваться официально. Для того, чтобы принести золото в пункт сдачи повторно, лицо должно получить официальный статус старателя. В результате человек может получить все необходимые права и, естественно, станет нести обязанности.

Местное старательство должно переводиться в новые уровни, такие как «малый бизнес». В этом случае, человек получает право на владение определенным участком работ «клейм». Это необходимо в том случае, если было обнаружено перспективное месторождение, концентрация полезных ископаемых в котором достаточно высока. Для того, чтобы избежать спекуляции и прочих неприятных последствий, размеры «клейма» необходимо и разумно ограничивать территорией в 40 гектар. Участком недр местного назначения можно считать территорию, о которой нет официальных данных о наличии на ней полезных ископаемых в категории выше С2, или их объемы не выше десяти тонн в эквиваленте золота. Всё это поможет развитию малого бизнеса.