Экологические проблемы Каспия

10.02.2012 18:12
Экологические проблемы Каспия
Иллюстрация:
ecocollaps.ru

В последнее время Каспийское море привлекает всеобщее внимание в связи с обострением экологической ситуации. Эксперты программы ООН по окружающей среде отмечают, что водоем страдает от нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли, от радиоактивных отходов АЭС и огромных и увеличивающихся ежедневно объемов промышленных и бытовых отходов, приносимых Волгой.

Реза Поургхолам, директор Института экологии Каспия, считает, что загрязнение Каспийского моря нефтью и промотходами достигло «критического уровня». Разработка морских месторождений нефти и трафик больших танкеров стали причиной ежегодного выброса в акваторию моря свыше 122 тысяч тонн опасных для здоровья людей нефтяных загрязнителей.

По словам ученого, море перенасыщено тяжелыми металлами, представляющими не меньшую опасность для здоровья человека, чем углеводороды: в Каспий каждый год попадает извне 34 тонны свинца и 304 тонны кадмия.

На 95% источник загрязнений - Россия, Азербайджан и Казахстан, которые добывают большую часть шельфовой нефти.

Эксперты ЮНЕП отмечают, что активная разведка углеводородов, сети трубопроводов, промышленное загрязнение грунтовыми водами и водами рек, береговое опустынивание, изменение климата и потеря видового биоразнообразия из-за появления в Каспие занесенных агрессивных видов и интенсивного вылова рыбы — основные, но далеко не все факторы, угрожающие Каспийскому морю.

В регионе проживает около 15 миллионов человек, достаточно сильно зависящих от природных богатств водоема. Поэтому вопросы защиты окружающей среды — обязательное условие для уменьшения рисков здоровью населения региона. При этом экологические проблемы Каспия имеют трансграничный характер, поэтому необходимо тесное сотрудничество между всеми прикаспийскими государствами.

Единственным в настоящее время юридическим документом, призванным регулировать проблемы окружающей среды, является «Тегеранская конвенция», разработанная представителями пяти государств региона (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана) в 1995 году при участии ЮНЕП и подписанная в 2003 году. Но ратифицирован этот договор был только через три года.

Конвенция устанавливает общие институциональные механизмы и обязательства участников соглашения, предписывающие принимать меры по защите окружающей среды от возможных источников загрязнения и по сохранению и восстановлению морской среды.

Однако противоречия, касающиеся четырех дополнительных протоколов к Конвенции, стали причиной ее недееспособности. Лишь в августе 2011 года, во время третьей сессии конференции по защите морской среды Каспия, прошедшей в Актау (Казахстан), представители Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана подписали протокол о реагировании и сотрудничестве в случае различных инцидентов. Однако документ пока еще не вступил в силу.

Нуритдин Инамов, глава отдела международного сотрудничества российского министерства природы, считает, что в нынешнем году имеются хорошие предпосылки для создания координационного центра, который обеспечит взаимодействие России с другими прикаспийскими странами в отношении охраны Каспийского моря от разливов нефти. В обязанности центра будет входить мониторинг деятельности российских нефтедобывающих компаний, сбор информации из других государств, оказание помощи при авариях.

Создание координационного центра поможет также решить проблемы с оценкой уровня загрязнения Каспийского моря углеводородами. Сергей Лебедев, научный сотрудник центра геофизики РАН, доля загрязнения водоема углеводородами сильно занижена. По его мнению, назрела необходимость создания эффективных систем мониторинга акватории Каспия, касательно его загрязнения нефтяными углеводородами.

Однако без урегулирования ряда правовых и политических вопросов с участием всех стран прикаспийского региона, экологические проблемы Каспия решить невозможно.

«Проблемный вопрос о разграничении акватории Каспийского моря и его дня между всеми государствами региона и неопределенность правового статуса водоема - основные препятствия, мешающие решению большинства других вопросов, в том числе по охране окружающей среды», — отмечает академик Игорь Зонн, доктор географических наук, один из авторов «Энциклопедии Каспийского моря».

Тельман Зейналов, глава Азербайджанского центра прогнозирования и экологии, уверен, что при отсутствии правового статуса Каспия о его контроле не может быть и речи стоит.

По мнению Максима Левинсона, юриста «White & Case», правовой статус Каспийского моря должен включать в себя определение режима недропользования, режима использования биологических ресурсов и судоходства, сотрудничество между странами прикаспийского региона в решении гидрологических и экологических проблем, а также обеспечение безопасности подводных трубопроводов.

«В последние годы экологические проблемы Каспия являются объектом довольно активной внешнеполитической деятельности не только государств региона, но и развитых стран Запада. Перспективность Каспия в качестве нефтедобывающего региона в сочетании с его выгодным географическим положением автоматически делают его источником множества геополитических противоречий, затрагивающих не только интересы собственно прикаспийских стран», — утверждает он.

Яркий пример такого противоречия - планы Азербайджана и Туркменистана относительно проекта «Набукко», предусматривающего строительство Транскаспийского газопровода по дну моря. Россия и Иран активно выступают против этих планов. Казахстан по данному вопросу пока не определился. Однако Евросоюз 12 сентября утвердил мандат Еврокомиссии, предусматривающий проведение переговоров относительно прокладки газопровода, проигнорировав все предостережения экологических организаций.

По мнению многих экспертов, попытка реализации проекта «Набукко» без участия Ирана, России и Казахстана приведет к непредсказуемым последствиям. Никто точно не знает рельефа и геологического строения дна моря, особенно учитывая сложную сейсмическую обстановку. Специалисты считают, что строительство трубопровода по дню Каспия, которое относится к шестибалльной сейсмозоне, очень опасно: любой разрыв трубы в замкнутом бассейне приведет к его тотальному загрязнению.

Справка. Каспийское море — самый крупный закрытый водоем на планете с уникальной экосистемой, в том числе 400 эндемическими видами.

Воды Каспия омывают пять стран — Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Россию. Департамента энергетики США оценил ресурсы Каспийского региона в 100–200 миллиардов баррелей нефти и 7.9 триллионов кубометров газа.

Лидером по доказанным запасам каспийской нефти и объему ее добычи является Казахстан. На последующих позициях - Азербайджан и Туркменистан. Иран на Каспии добычу углеводородов не ведет.

Нефтяные ресурсы Каспия

Страна

Площадь сектора, тыс.км2, (%)

Число нефтегазоносных структур

Прогнозные ресурсы, млн тонн

Извлекаемые ресурсы, млн тонн

Оценка добычи нефти, млн тонн

Азербайджан

78 (20.7)

137

3600

1600

650

Казахстан

113 (29.9)

82

3400

1200

500

Туркменистан

79 (19.2)

65

600

250

100

Россия

64 (15.6)

20

400

150

50

Иран

44 (14.6)

43

-

-

-

Всего

378 (100)

347

8000

3200

1300

Распределение нефти (млрд тонн) и газа (трлн м3) Каспийского моря

Государство

Разделение на сектора

нефть газ

25-мильная зона юрисдикции

нефть газ

12-мильная зона юрисдикции

нефть газ

Россия

1.0 1.0

1.0 0.5

0.2 0.3

Казахстан

3.0 1.5

2.0 1.0

0.6 0.4

Азербайджан

2.5 1.5

1.5 1.5

0.5 0.5

Туркменистан

0.5 1.0

0.5 0.5

0.1 0.2

Совместная зона

- -

2.0 1.5

5.6 3.6

Всего

7.0 5.0

7.0 5.0

7.0 5.0