Кризис коснулся и железных дорог

22.03.2015 09:33
Кризис коснулся и железных дорог
Иллюстрация:
www.kp.ru

Объем перевозок падает, а старые вагоны заменят на новые

В условиях сегодняшнего кризиса ни одна отрасль промышленности и экономики не осталась без внимания – так или иначе, но сложившаяся ситуация пошатнула все производственные компании, перевозчиков и так далее.

Не остались в стороне и железнодорожные перевозки.

Объемы перевозок стремительно падают

Сразу же после нового года в России начался бум отмены пригородных поездов. Многие направления стали просто невыгодными: компания «РЖД» ежегодно тратит миллиарды рублей на обеспечение регионов России железнодорожным сообщением, но возврата этих средств практически нет – регионы способы выплачивать лишь часть стоимости затрат – максимум процентов восемьдесят. Так, во многих регионах стало трудно с электричками и пригородными поездами: по многим направлениям их просто отменили.

По разной информации, поездки просто не окупаются – все меньшее количество людей пользуется услугами железнодорожного транспорта. Многие студенты и пенсионеры пользовались пригородными поездами ради выгоды – билеты для этих категорий стоили существенно ниже, но постепенное повышение цен и у них отбило желание трястись в неуютных вагонах, когда за аналогичную цену до места назначения можно добраться на комфортабельном автобусе. Да еще и время можно сэкономить.

Но после пламенных речей президента и возмущений региональных властей, часть поездов вернулась на маршруты, но ситуацию это особо не изменило.

Старые вагоны

Несмотря на все трудности, есть и другие проблемы в области железнодорожного транспорта. К примеру, самая актуальная – это изношенность вагонов, их неминуемое старение. Тоже самое относится и ко всем известным трамваям, которые несут свое бремя еще с 50-60 годов. А, как известно, и у транспортных средств есть свой срок годности.

Власти готовы помочь перевозчикам и транспортным компаниям в решении такой проблемы. На самом деле, помощь с их стороны довольно приятная, да и перспектива более чем интересная. Так вот, власти предлагают закупить новые инновационные вагоны, которые отвечают всем требованиям современности. Вот только тарифы после замены будут повышены чуть ли не на пятьдесят процентов. Стоит напомнить и о том, что старые вагоны с маршрутов ни кто снимать не будет, так что появление новых поездов неизбежно скажется на карманах и без того немногочисленных пассажиров.

Поддержка области вагоностроения и транспортировки

Само собой, без поддержки предприятиям не обойтись. Не так давно прошло совещание по этому вопросу. Оно развернулось на территории Тихвинского вагоностроительного завода. Глава министерства промышленности и торговли рассказал всем собравшимся на совещании о том, что в 2015 году поддержка производителей будет существенной – два миллиарда триста пятьдесят миллионов рублей пойдет на приобретение новых, так называемых инновационных, вагонов. Кстати, по его же словам обновить хотят восемнадцать тысяч составов.

Конечно, традиционные субсидии и поддержка от государства даже в кризисное время приостановлены не будут – отечественных производителей поддерживать нужно всегда. Для того, чтобы предприятия функционировали с полной отдачей, на них нужно заменить старое оборудование на более современное – так, на техническое перевооружение заводов выделят еще чуть больше миллиарда рублей.

Денег на всех не хватит

Самая большая проблема, которая преследует отрасль вагоностроения последние десятилетия, это недостаточное количество средств. Тем более, что более трехсот тысяч вагонов уже изжили себя и давным-давно отработали свое.

Кстати говоря, по информации специалистов профильного ведомства, сейчас рынок вагоностроения практически перенасыщен – предложение существенно превышает спрос. Получается, что производители и транспортные компании продают и отдают в аренду вагоны за бесценок – только бы что-то получить и извлечь прибыль. Работать себе в убыток не хочет никто. Поэтому и получается, что у производителей и операторов просто нет свободных денег, чтобы запускать производство дальше или модернизировать имеющееся.

Поэтому мера, предлагаемая государством, обещает быть эффективной – вроде и производителей поддержат, и транспортные компании смогут получить свой доход.

Сколько вешать в граммах

Давайте посмотрим на то, сколько всего вагонов имеется в Российской Федерации и сколько из них уже изжили себя.

  • Всего, по данным на январь того года, в России к парку грузовых вагонов относятся более одного миллиона двухсот тысяч вагонов. Конечно, в это же число входят и полувагоны, а также цистерны и прочие железнодорожные составы.
  • Срок службы пока не истек у чуть более двухсот тысяч вагонов. Правда, у этой части срок уже продляли.
  • Всего же, из общего количества давным-давно устарели шестьдесят пять тысяч вагонов. Это та часть, которой давно пора на покой или на металлолом. Передвигаться на таких составах просто не безопасно.
  • В этом году срок службы заканчивается у девяноста тысяч вагонов, а в следующем к ним присоединятся почти столько же вагонов.

Вот и считайте, часть вагонов находится просто в ужасном состоянии, и перевозить на них серьезные грузы просто не представляется возможным. Да и кто захочет, чтобы их груз пересекал половину страны на полу разваливающемся транспорте.

Продаем и перепродаем

Часть грузовых компаний не выдерживают конкуренции и под действием иных условий переходят в руки к новым владельцам.

К примеру, известная на всю Россию первая грузовая компания еще в 2011 году перешла в руки крупного предпринимателя. В то время компанию продали за бешеные деньги – сто двадцать пять с половиной миллиардов рублей. По сегодняшним данным, в то время у компании имелся шикарный парк – более двухсот тысяч вагонов. Правда, основная их часть уже тогда требовала или серьезного ремонта или модернизации, или же полного списания.

Самые тяжкие кредитные долги

Многие осведомлены в том, что кредитные долги – это тяжкое бремя, но поставщики услуг и производители порой не могут обойтись без дополнительного источника финансирования. Вот и приходится брат кредиты, чтобы держаться на плаву. Вот только не все в последующем смогут отдавать такие долги.

В министерстве промышленности и торговли рассказали о том, что операторы и рады бы возвращать свои долги и модернизировать вагоны, вот только ставка в таком случае должна быть примерно такой – как минимум восемьсот тридцать рублей с одного вагона в сутки. Зачастую операторы ради своей выгоды эти цены занижают – вот так и соревнуются, отбирая друг у друга возможность хоть что-то заработать.

Министерство предлагает немного подстегнуть владельцев вагонов – сделать повышающий коэффициент специально для вагонов, у которых срок эксплуатации завершился. Ставка будет повышена почти на половину и установится на уровне 1.48.

Самое небольшое количество новых вагонов, которые компании могут заменять в течение года – всего сорок тысяч. Получается, что парк будет обновляться довольно медленно. Хотя, лучше так, чем вообще никак.

Инновации в почете

Старые вагоны, которые отслужили свое, будут заменены на передовые разработки – на инновационные вагоны. Кстати, они на самом деле оказываются более выгодными, чем старые варианты.

К примеру, тот же самый тихвинский завод сейчас выпускает вроде бы те же самые вагоны, вот только они стали вместительнее на целых семь процентов. Поэтому в одном вагоне можно провезти больше количество груза, то есть и обойдется транспортировка по дешевле. Для производителей и перевозчиков – это реальный вариант дальнейшего развития.

Кстати, выгода от этого есть и для крупного игрока этого рынка – РЖД: получится, что нагрузка на линии станет меньше, а следовательно за тягу им придется платить чуть меньше – дополнительная выгода на финансах.

На рельсы такие вагоны действуют намного меньше, а вот движение их более быстрое. Получается, что груз до получателя могут доставить как минимум на пару часов быстрее. Тем более, что иногда сроки играют немаловажную роль в выборе той или иной транспортной компании. Тем более, новые технологии помогают вагонам меньше изнашиваться. Традиционно, через несколько лет их уже везли на ремонтную станцию. Теперь же срок между ремонтами моет быть увеличен, как минимум до шести лет. Да и общий срок их эксплуатации значительно увеличивается – до тридцати лет как минимум.

Эксперты отвечают

Эксперты отвечают за инновационные вагоны – практически так и есть. Они со сто процентной уверенностью говорят о том, что это новая эра в железнодорожных перевозках. Давайте немного посчитаем. К примеру, если сейчас с одной стандартной тележки грузовая компания – транспортировщик может получить выгоду не более четырехсот – четырехсот пятидесяти рублей в сутки, а с нового инновационного вагона доходность увеличится – примерно, до девятисот рублей. Все это возможно, благодаря, все той же, более высокой грузоподъемности и меньшим расходам на их эксплуатацию.

Кстати, постепенно количество произведенных вагонов будет уменьшаться. По данным за прошлый год – было произведено в России примерно пятьдесят пять тысяч вагонов. В этом же году производство будет существенно сокращено – почти до сорока тысяч. Но это как раз и должно подстегнуть производителей на новые свершения.

Тарифы повысят

Как мы уже говорили выше, представители власти предлагают одновременно со всеми изменениями увеличить и тариф. Повышение – существенное – почти на пятьдесят процентов. Да, это дополнительный заработок и вроде как может растормошить поставщиков железнодорожных услуг – и вагоны поменяют, и клиентов инновациями привлекут. Но, с другой стороны, многие могут просто сыграть на этом и извлечь уж слишком большую выгоду – те, у кого парк вагонов и так не сильно старый, а также те, кто только-только начал свою деятельность. К примеру, они могут существенно увеличить тарифы. Но вот загвоздка – парк им обновлять вовсе не нужно – у них итак недавно купленные вагоны, у которых есть еще много времени для обкатки.

Повышение тарифа скажется плохо

Далеко не все эксперты склонны к единому мнению, что повышение базового тарифа положительно скажется на рынке железнодорожных перевозок. К примеру, один из чиновников сообщил, что для того, чтобы тариф все-таки повысить, нужно иметь четкое представление о том, что из себя представляет конкретный парк вагонов, какие тарифы в данном случае можно сделать, а также досконально знать весь автопарк – даже модель вагона.

К примеру, сейчас именно такие параметры и применяются для того, чтобы сейчас рассчитать тариф для проезда пустого вагона. Вполне возможно, что такую меру, как повышение тарифа, могут и не принять, а вместо нее разработают совершенно иную – например, основанную на правилах продления срока службы того или иного вагона.