Стоимость новых вагонов может помешать их приобретению

29.03.2015 01:43
Стоимость новых вагонов может помешать их приобретению
Иллюстрация:
www.solovei.info

У транспортной и вагоностроительной отрасли есть единая проблема – нет возможности поменять старые вагоны на новые. Власти предложили выход из сложившейся ситуации – они выделят финансы на новые вагоны, и параллельно увеличат цены на использование устаревших моделей на 1/2. Такой шаг приведет к тому, что старые вагоны не будут окупаться. Эксперты сказали, что увеличение на ½ от общего количества будет сделать сложно. Можно использовать более простой подход.

Выделят ли средства?

Государство заявило, что вагоностроительная и транспортная отрасль могут рассчитывать на финансовую помощь с их стороны. В понедельник на совещании, которое прошло на площадке Тихвинского вагоностроительного завода, от Дениса Мантурова стало известно, что с федерального бюджета было выделено на приобретение новых вагонов 2,35 миллиарда рублей. На эту сумму можно будет заменить 18 000 техники.

В 2015 -2016 году размер госсубсидий не изменится, добавил Денис. Они пойдут непосредственно на техническое перевооружение отрасли. Сумма составит 1,2 миллиарда рублей.

Как оказалось, главная проблема вагоностроительной и транспортной отраслей заключается в том, что имеется парк с большим объемом вагонов старого образца (300 единиц), а вовсе не в отсутствии денег на приобретение новых моделей.

Эльмар Камаев, исполняющий обязанности генерального директора фирмы En+ Logostics, во вторник в прямом эфире канала РБК отметил, что в настоящее время производится вагонов больше, чем их приобретается. Такая ситуация на рынке не позволяет компаниям обеспечивать выпуск современных вагонов. Камаев также добавил, что если сократить устаревшие вагоны, то это положительно повлияет на транспортную, вагоностроительную отрасли.

Аналитик банка «Уралсиб», Денис Ворчик, сказал: «Данная проблема уже существовала, когда спрос был меньше предложения. Был соответственно переизбыток вагонов, а грузооборот, к сожалению, стоит на месте». Ворчик в конце добавил: « По последним данным стало известно, что парк был продан частым инвесторам».

Многие знают, что Владимир Лисин в 2011 году скупил первую грузовую компанию. Сделка предпринимателю обошлась в 125,5 миллиарда рублей. Специалисты еще в то время заметили, что парк большой, и в нем около 200 тысяч либо требует ремонта, либо нуждаются в утилизации.

Ворчик в конце добавил, что из-за такого положения компании - операторы занимают тяжелое положение. Большие долги играют не маловажную роль.

Выход есть всегда

Выход есть всегда. Чтоб «удержаться на плаву» нужно поднять ставки на вагоны. Она должны быть в сутки не меньше 830 рублей. Это позволит не только обслуживать парк, но и погашать проценты по кредитам. Эту информацию предоставил глава Минпромторга. Также он предложил повысить коэффициент 1,48 на инновационные вагоны, которые используются дольше положенного срока.

Такой шаг подействует таким образм, что операторы будут вовремя утилизировать устаревшие вагоны, стремиться, как можно больше реализовать новые модели. Мантуров уточнил, что Федеральной грузовой компанией было принято решение, списать 33 тысячи вагонов. Это даст возможность увеличить спрос на вагоны.

Вагоны старого или нового образца?

Современные вагоны на много лучше устаревшей техники. Рассмотрим на примере грузооборот, он у новых вагонов больше на 70%, это дает возможность экономить на перевозках, и соответственно на локомотивной тяге, что очень выгодно для РЖД.

От Эльмара Камаева стало известно, что компания решила начать вводить в эксплуатацию вагоны нового образца, показывающие большие результаты. В этом принимают участие, как сами операторы вагонного парка, так и РЖД, грузоотправители с грузополучателями.

Пробные проверки показали, что усовершенствованные вагоны оказывают меньшее воздействие на железнодорожные пути, а доставлять груз таким методом будет быстрее на 20%. Во время выпуска вагонов нового образца, специалисты сделали их более износоустойчивыми, что дает возможность уменьшить количество ремонта в 2 раза, причем тележку можно использовать 22-32 года. Это сократит стоимость использования вагона на время эксплуатации. Для операторов это огромный плюс.

Михаил Бурмистров, глава «INFOLine-Аналитика» заявил, что экономическая среда уже образовалась, это дает стимул для покупки современных вагонов. Также он добавил, что полувагон старого образца в сутки приносит прибыль в размере 400-450 рублей, когда современный вагон с увеличенной грузоподъемностью, с уменьшенным количеством ремонтных работ будет приносить 900 рублей, что в среднем в 2 раза больше.

В 2015 году, имеются 2 небольшие проблемы, мешающие массовому приобретению новых вагонов. Бурмистров сюда относит кредитные проценты больших размеров, и ставки по аренде в сегменте полувагонов.

«Выйти из положения с повышенными ставками по кредиту в 2015 году можно за счет финансовой поддержки со стороны государства. Эти деньги целесообразнее будет направить на приобретение усовершенствованных вагонов, имеющие улучшенные данные, приносящие большую прибыль», - добавил Михаил Бурмистров.

Эксперт считает, что проблема будет уменьшаться со временем, исчезнет она тогда, когда будет ликвидирован весь старый парк, при этом количество закупок требуется снизить. В этом году количество приобретенных вагонов составит 35-40 тысяч вагонов, когда в 2014 году современных вагонов было куплено 55 тысяч.

Есть ли решение проблемы?

Ворчик считает, что увеличение стоимости на эксплуатацию старых вагонов на ½ от общего процента, является хорошим шагом для избавления организаций от изношенной техники. «Это положительно скажется сначала на компании, которые обзавелись парком из современных вагонов, и они не будут пополнять ряды. Фирмы будут в плюсе», - добавил Ворчик.

Бурмистров на слова Ворчика говорит: «Поднять цену на службу вагонов, с увеличенным сроком эксплуатации, не так уж легко».

«Скорее всего, эта задача не выполнима, потому что чтоб ФСТ приняло решение по этой проблеме, у парка должны быть определены параметры, которые и влияли на определенные тарифы, к примеру, у вагонов должна быть модель», - добавил Бурмистров.

Такая схема тарифной скидки действует на порожний пробег для новых вагонов, но она устанавливается не на все, а только на определенные модели. Можно воспользоваться другими методами побуждения организаций к постоянным списаниям вагонов, отслуживших свой срок эксплуатации. «Сюда можно отнести увеличенный коэффициент, учитывающийся при расчете налога на имущество», - пояснил Бурмистров.

Количество вагонов на территории Российской Федерации

Было произведен подсчет вагонов в начале января 2015 года. В России парк состоял из 1232 тысяч единиц техники, в том числе:

  • 567 тысяч единиц полувагонов;
  • 291. 7 тысяч цистерн;
  • Приблизительно 373 тысячи иных вагонов.

На 1 января 2015 года в парке имелось чуть больше 223 тысячи всех вагонов, с увеличенным сроком эксплуатации, но не истекшим. Сюда включается:

  • Полувагонов – 119. 5 тысяч единиц;
  • Цистерн – 33.7 тысяч единиц;
  • Иных вагонов – 70.1 тысяч единиц.

Также вагоны с истекшим сроком эксплуатации составляли 65 тысяч единиц, в том числе:

  • Полувагонов - 27 тысяч единиц;
  • Цистерн - около 10.6 тысяч единиц;
  • Иных вагонов – 27.4 тысяч единиц.

В 2015 году у 90.7 тысяч грузовых вагонов заканчивается срок эксплуатации, в том числе:

  • Полувагонов – 49. 6 тысяч единиц;
  • Цистерн - 15 тысяч единиц;
  • Иных вагонов – 6.1 тысяч единиц.

Срок эксплуатации в 2016 году заканчивается у 85 тысяч грузовых вагонов, в том числе:

  • Полувагонов – 50.7 тысяч единиц;
  • Цистерн – 11 тысяч единиц;
  • Иных вагонов – 23.3 тысяч единиц.

Дальнейшая «жизнь» вагоностроения

Компании в последнее время стали мало получать заказов от РЖД на производство новых вагонов. «Как быть в этой ситуации?», - этот вопрос задали президенту Российской Федерации, Владимиру Путину, на что он ответил: «Вопрос о запрете на продление использования вагонов с истекшим сроком эксплуатации скоро вступит в силу. После этого заказы обязательно увеличатся».

Олег Сиенко – Гендиректор Уралвагонзавода, поинтересовался: «После этого закона чье лобби окажется сильнее, транспортной компании или производителей?». По словам Путина, стало ясно, что он стоит на стороне транспортных компаний, соответственно отсюда можно сделать правильный вывод.

Президент считает, что если вагоны старых образцов будут массово списываться, то это поможет выйти из кризиса по производству инновационных вагонов. Дефицит спроса начался в 4-м квартале 2012 года, в ближайшем времени ситуации изменится.

«Каждый вагон имеет срок использования 22 года, когда время подходит, то ставится штамп на бумаге, и теперь вагон опять можно использовать, это не должны делать, ведь были случаи, когда вагоны ломались в пути, были жертвы», добавил Сиенко.

Вагоностроительный завод в Твери приостановил производство техники

ТАСС сообщил, что производство Тверского вагоностроительного завода приостановлено.

«В начале февраля 2015 года производство предприятия было приостановлено. На это повлияло непростое экономическое положение – предложение превышает спрос», - сообщали в ТВЗ. На конец июня 2014 года штат компании был сокращен на 30%. Такое действие было принято в связи с отсутствием заказов на выпуск вагонов.

При полном цикле производства завод способен создать 1,2 тысячи единиц вагонов в год. Сейчас у компании имеется 2 заказа: на производство 15 2-х этажных моделей, 10 единиц вагонов габарита РИЦ.

Когда производство будет возобновлено, пока не известно. Рабочие Тверского вагоностроительного завода находятся без работы.

Производство вагоностроения может сократиться в 3 раза

Операторы железных дорог и вагоностроители пришли к выводу, что нужно сокращать предложение на рынке искусственным методом. Здесь рассматривается уменьшение производства до 30 – 40 тысяч единиц техники в год. Производители, не попавшие под субсидии, вынуждены будут закрыть компанию по выпуску вагонов.

Олег Букин, директор ПГК заявил, что произойдет закрытие некоторых фирм, а некоторые будут перепрофилированы. Этот шаг даст возможность сократить вагоностроительную мощность. В настоящее время в год требуется производить 30-40 тысяч единиц вагонов. При чем государство должно спонсировать приобретение такого количества вагонов. Также он добавил: «Кредиты на приобретение новых вагонов должны выдаваться под 11-12%, а не под 20-25% годовых, как делается сейчас».

Как показали результаты анализов, в 2015 году ни один железнодорожный оператор не хочет покупать инновационные вагоны. Букин утверждает, что софинансирование государством приобретение новых единиц техники будет подталкивать рост спроса на вагоны.

В настоящее время на территории Росси имеется 20 вагоностроительных компаний, выпускающих 100-120 новых вагонов. Чем закончится кризисная ситуация вагоностроения пока остается неизвестна.