Нефть на больших глубинах – трудности разведки

19.09.2012 08:15
Нефть на больших глубинах – трудности разведки
Иллюстрация:
www.popmech.ru

Нефть на больших глубинах, это объект исследования многих ученых во всем мире. Этой проблеме была посвящена первая конференция, которая проходила в Баку. Организатором этого важного форума выступила Национальная академия наук

Азербайджана, Российский государственный университет нефти и газа , Азербайджанская государственная нефтяная академия, а также  Российская академия наук. Этот симпозиум проводился именно в нефтяной столице Азербайджана, и это не случайно. Именно в Баку в свое время была создана и пробурена первая в мире скважина, с помощью которой стали добывать нефть в промышленных объемах. Это произошло еще в 1846 году на Апшеронском полуострове и это на тринадцать лет раньше, чем Пенсильванская скважина, которая была пробурена только тринадцать лет спустя.

Так что, именно Азербайджан можно считать столицей нефтяной промышленности не только в Азии, но и в мире. Тогда, сто лет назад говорили о том, что если нефть называть королевой, то Баку, безусловно, выступает в качестве ее бессменного трона  на протяжении многих десятилетий. Конечно, прошли годы, и нефть в Баку истощилась, появилась новая карта распределения запасов углеводородов. Теперь черное золото ищут непосредственно на дне Мирового океана.  Эти события начали развиваться в 2009 году, когда в шельфовой зоне Мексиканского залива было обнаружено одно из самых масштабных месторождений нефти всех времен. «Шеврон» сообщила о том, что объем нефтяного бассейна, составил порядка 15 млрд. баррелей. Но сам этот нефтяной бассейн находился на большой глубине в 8,8 километров. "Бритиш Петролеум" в том же 2009 году объявила о том, что в Мексиканском заливе имеется еще одно месторождение, но уже на глубине в 10,5 километров.

Этот бассейн располагается на площади Тибор. Нефть на больших глубинах до этого не добывали и опыт в бурении сверхглубоких скважин, прямо скажем, не велик. Только в России на Кольском полуострове была пробурена скважина глубиной в 12 с небольшим километров. В США и Германии тоже есть опыт бурения таких глубинных скважин, но впервые их бурили для того, чтобы получить промышленное топливо. В этом новом месторождении, согласно предварительным оценкам, должно  содержаться порядка 3 или 4 миллиардов баррелей нефти. И если классифицировать это месторождение по современным рамкам, то оно может относиться к размеру гигантских  бассейнов. Это событие привело к нескольким последствиям.

Во-первых,  в мировой акватории океана значительно активизировались работы по разведке месторождений нефти и газа.  Те запасы, которые были обнаружены в Мексиканском заливе, говорят о том, что нефть на больших глубинах, это явление, которое обладает большими перспективами для промышленных разработок. Так в Южном Каспии тоже есть нефтегазоносный район, который может стать перспективным для обнаружения больших объемов нефти на большой глубине.

Вторым следствием является то, что Мексиканский залив  дает возможности для того, чтобы пересмотреть некоторые незыблемые представления в теории происхождения нефти. Ранее считалось, что нефть имеет исключительно органическое происхождение. Она  создается из останков растений и животных, которые проживали на планете миллионы лет назад. Но в этом случае идет речь о том, как может сохраняться нефть на таких глубинах такой большой промежуток времени. Ведь на такой глубине должна происходить деструкция под воздействием по-настоящему высоких температур. То, что на таких глубинах находят большие залежи хорошей по качеству нефти, может говорить о том, что эти бассейны  хорошие хранилища, в которых не происходит негативных перерождений углеводорода в другие состояния.  А ведь ранее считалось, что чем ниже залегание нефтяного бассейна, тем хуже качество резервуара. Так ниже пяти километров резервуары должны становиться  непригодными для хранения качественной нефти. Кроме того, теперь могут измениться и представления  о том, н каков запас газа на планете, ведь голубое топливо генерируется еще на больших глубинах, чем нефть, а так глубоко раньше газ просто не искали. Кроме того, наличие нефти на глубине в 10 километров, что в два раза глубже предельных норм, говорит о том, что, возможно, нужно думать, что нефть имеет абиогенное происхождение, а не органическое, как это считали последние 200 лет. Теперь рассматриваются все нефтеносные пласты, подземные воды, изучается нефтехимия, для того, чтобы определить, каким образом, действительно, происходило образование этих гигантских нефтяных бассейнов на таких внушительных глубинах. А если подтвердится размер нефтяного бассейна в Мексиканском заливе, то это может говорить о том, что в Азербайджане запасы нефти тоже можно пересматривать в сторону их увеличения, причем эти объемы могут быть увеличены примерно в два раза, по сравнению  с первоначальными данными. А генерация углеводородов в Каспийском бассейне происходит значительно лучше, чем это можно наблюдать в Мексиканском заливе, а значит, и запасов там будет больше, чем у берегов Атлантики. 

Надо отметить, что ученые из Азербайджана производили оценку залежей нефти в каспийском бассейне на глубине в 8-12 километров еще четверть века назад.  Кроме того, уже в то время можно было производить бурение на такие глубины, как в случае с Кольской скважиной, но тогда экономически добывать эти углеводороды было неоправданно, так  как имелись другие, более доступные для разработки площади и бассейн Каспия оставили «на сладкое». "Азери"-"Чыраг"-"Гюнешли" и "Шахдениз", только эти два месторождения были так велики, что смогли обеспечить республику нефтью на 20 лет. Но сегодня становиться ясно, что приходит поря для того, чтобы производить изучение нефтяных запасов, расположенных на большой глубине. Для этого, естественно, необходимо разрабатывать и внедрять новейшие технологии, к которым относится и глубинное бурение. А условия для бурения таких глубоких скважин значительно боле суровые, там другие показатели давления и температур. Поэтому необходимо производить разработку самых новых технологий добычи.