Нефтегазовый кластер Дальнего Востока

27.06.2012 22:00
Нефтегазовый кластер Дальнего Востока
Иллюстрация:
expert.ru

Каждый дальневосточный регион сегодня сталкивается с тем, чтобы преобразовать сырье (нефть и газ) в базовые мономеры. При этом разные регионы будут выполнять в этой структуре свою роль кластера. Это не единственный проект, который реализуется нефтехимическими гигантами. Следующим в очереди должен стать «Газпром», ему совместно с партнерами, предстоит возвести в дальневосточном крае завод по газохимической переработке.

Нефтегазовый кластер сможет помочь в решении многочисленных проблем. Дело в том, что Россия сегодня относится к сырьевым гигантам, это правда, но причина совсем не в том, что мы добываем слишком много углеводородов. Как поясняет– Алексей КОНТОРОВИЧ главный научный руководитель в Институте нефтегазовой геофизики и геологии и академик, главной проблемой нашей нефтегазохимической отрасли было и остается то,  что нам сегодня очень не хватает мощностей для производства такого количества мономеров, которые могли бы обеспечить потребности такой большой страны с совершенствующейся и развивающейся экономикой. Кроме  того, мы не продаем переработанное сырье, а значит, теряем достаточно большой процент прибыли на добавленную стоимость.

Те мощности, которые остались у страны, представлены в виде небольших предприятий, на которых установлено, чаще всего, устаревшее оборудование. Они продолжают свою работу в самых придельных уровнях нагрузки. Еще один фактор состоит в том, что приток капитала в отрасль не осуществляется из-за того, что в нашей стране устарела инфраструктура, есть ограничения по перевозке и доставке готового сырья по нужным направлениям. Именно поэтому нефтегазовый кластер может рассматриваться в качестве такой «палочки выручалочки», хорошего выхода из создавшейся ситуации. Нефтегазохимические кластеры, одним из которых должен стать как раз дальневосточный, должны сократить затраты на транспортировку сырья,  будет осуществлена экономия в части капитальных растрат. Вообще кластерная организация производств мономеров сегодня получила большое распространение во всем мире, она уже показала себя с самой лучшей стороны. Кроме уже перечисленных плюсов, которые получаются в результате использования этого подхода, можно еще отметить и тот факт, что организации, которые будут входить в кластер, не станут конкурентами на рынке (во всяком случае, на внутреннем рынке такой конкуренции точно не предвидится). Хотя, с другой стороны, одного признания преимущества кластерного подхода для экономики страны, это еще не все. 

Главной задачей представляется то, чтобы эффективно перераспределить мощности и чтобы производить конечное сырье по самым оптимальным ценам и в самые сжатые сроки. Так в случае с Дальневосточным кластером главной проблемой является то, что сырьевые базы здесь располагаются на большом удалении от портов, которые доставляют продукцию потребителям. В Дальневосточном кластере, предположительно, будут задействованы сырьевые базы, которые расположены на  Востоке Сибири и в Южной Якутии. Если кластер будет ориентирован исключительно на то, чтобы перерабатывать нефть, то, построив ВСТО, можно будет сказать, что все проблемы с поставкой топлива в южную часть Приморья можно считать решенными.  Но в АТР Россия имеет соглашения, которые выражаются в необходимости поставок сжиженного и трубопроводного газа. При этом разработке должны подвергнуться, как раз, месторождения в области Южных Якутских месторождений.

  Кроме того, уже есть предпосылки для того, что в самом ближайшем будущем для России главным источников доходов в нефтегазовой отрасли станет как раз газ, а не нефть, как это было до недавнего времени. Как ни трудно это признавать, но Россия сейчас находится на грани полного исчерпания всех запасов нефти (во всяком случае, тех, о которых нам известно). Эти данные складываются на основе того, каковы сегодня объемы добычи и того, каким образом происходит восполнение сырьевой базы.  И это сообщение уже было озвучено Алексеем Контровичем, председательствующем в совете Академии РАН (отдел нефтяных и газовых месторождений, геологической разведки).  Он сообщил о том, что добыча нефти на сегодняшний день непрерывно сокращается, это происходит даже в нефтяной Мекке Ханты-Мансийске. Что, естественно, становится очень тревожным сигналом, который заставляет задуматься о возможностях и перспективах ТЭК. Добычи нефти снижаются уже пятый год подряд. Не заметили это только потому, что недавно «Роснефть» смогла запустить в эксплуатацию одно из крупнейших месторождений  - Ванкорское.

Есть еще несколько крупных месторождений, которые пока находятся в запасе, но так как именно в Сибири добыча нефти падает, это становится сигналом к краху, действительно, других таких регионов нашей стране, да и мире, просто нет. Для того, чтобы каким то образом компенсировать этот процесс, необходимо предпринять несколько действию. Во-первых, можно увеличить отдачу нефти из пластов, но это удовольствие будет стоить слишком дорого. Во-вторых можно усилить глубину переработки сырья. Кроме того, можно попытаться произвести замену нафты и этана в нефтегазохимии на пропанобутановую фракцию природного газа или этан.  В Катаре, к примеру, сегодня производится самый дешевый полиэтилен. Это связано с тем, что он, как раз, производится на основе этана. Это утверждение верно и для Северной Америки, где тоже предпочитают производить полиэтилен из этана. Так он получается на 40% дешевле. Есть о чем задуматься и задумываться надо прямо сейчас.