Нефтяные компании России – госхолдинг

02.05.2012 22:28
Нефтяные компании России – госхолдинг
Иллюстрация:
www.vestifinance.ru
Правительство, как это часто бывает, не может определиться с тем, какие именно активы перейдут в его распоряжение.  Поэтому и создание самого госхолдинга находится в ситуации неопределенности. «Роснефтегаз» должен стать центральной компанией, на основе которой и будет организована новая структура.  Но Минэнерго никак не может получить четкого ответа на вопрос, какие именно компании войдут в новую структуру. Нефтяные компании России Арктикшельфнефтегаз и "Зарубежнефть", а также НПО "Буровая техника" и ряд других профильных компаний должны были получить в уставной капитал свои акции, находящиеся у государства. В холдинг должны войти геофизические и геологические компании, а также научно-исследовательские институты и структуры, отвечающие за поставки реализацию нефтепродуктов, оборудования. Не малое место в государственном холдинге должны были занять компании, которые должны производить масла и другие товары на основе нефтепродуктов.

Но, как нам стало известно,. часть из компаний, представленных в списке включены и в программу приватизации. А Пермский завод смазок и СОЖ, а также ряд других предприятий в настоящее время находятся в состоянии банкротства или близки к этому. Именно из-за такой неопределенности в составе будущего госхолдинга, Минэнерго и просит внести ясность в то, как же будет выглядеть эта новая структура. Сегодня же список компаний составляет 33 предприятия, которые должны включиться в объединение. К сожалению, официальные запросы в ведомство не дают никаких результатов и СМИ остаются в неведении относительно точного списка участников. Само решение о том, что в России должна появиться единая нефтесервисная корпорация, было принято с подачи губернатора ХМАО Натальи Комаровой.

Этот вопрос поднимался во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным в начале 2012 года (январь). И предложение нашло поддержку в лице вице-премьера Игоря Сечина. А это обозначает, что в самые короткие сроки были предприняты действия для подготовки этого проекта и создания списка предприятий. Создание государственной корпорации должно серьезно изменить ситуацию, которая сейчас царит на рынке внутри России. Дело в том, что сегодня более 40% всего рынка безраздельно принадлежит игрокам из-за рубежа. Эти данные предоставил аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Чтобы зарубежные компании не получали прямого доступа к богатым природным резервам нашей страны, нужно, чтобы отечественные производители смогли повысить свою конкурентоспособность. Для этого необходимо изменить их оснащение, повысить инвестиции, изменить отношение самого государства к добыче и переработке нефти. И, не смотря на то, что на рынке в прошлом году было порядка 200 игроков, среди них явно чувствовался недостаток представителей нашей страны, которые могли бы сравниться по ценам и качеству продукции с тем, что представляют зарубежные поставщики производители. 

Конечно, идея создания государственного холдинга, который объединит нефтяные компании России, идея достаточно перспективная, но, к сожалению, и она имеет свои недостатки. К примеру, это может привести в ближайшем будущем, к тому, что корпорация займет большую часть рынка, создав монополию. И в том случае, если мы выдавим с рынка иностранные компании, это может также сказаться на качестве продукции, ведь отечественные предприятия на данный момент не имеют достаточно хорошего оборудования, которое сможет конкурировать с тем, которое стоит на производстве у Европейских и других конкурентов. А передовые технологии, как считает Нестеров, могут значительно упрочить на рынке позиции отечественных производителей и без создания единой госкорпорации. Об этом же говорит и президент объединения нефтегазосервисных компаний Тюмени Владимир Борисов. Он категорически против образования госхолдинга в том виде, который имеется на данный момент. То есть, такой нефтесервисный холдинг не может и не должен создаваться на скорую руку.  После появления на рынке такого неустойчивого, непонятного игрока, вся ситуация станет еще более запутанной. А в результате, пострадают не столько производители, сколько само государство и потребители, которые рискуют оказаться в ситуации дефицита или резкого роста цен на нефтепродукты. От того, как изменится количество фигур на доске, сама игра не станет другой.

В первую очередь нужно работать над тем, чтобы поменять сами правила, по которым проводятся подобные игры. Борисов считает, что отрасль нуждается в единых правилах, которые должны оформляться в виде особых законов, в которых описаны налоги, демпинг. Также, там нужно прописать НДС, который нужно взимать не тогда, когда производится отгрузка, а в тот момент, когда должна производиться оплата продукции. Также, для облегчения работы отечественных фирм, необходимо создавать для них более благоприятные условия, в том числе и по налогообложению. В этом случае может помочь и ограничение деятельности иностранных компаний. И эта практика характерна для развитых европейских стран. Например, в Норвегии для деятельности компаний из других стран отведено всего 30% процентов от всего рынка.

Да и все компании, не только маленькие, но и достаточно крупные отмечают, что государство создает такие условия, при которых не остается другого выхода, как искать обходные пути для своей деятельности. Игорь Мельников - "Союзнефтегазсервис" отмечает, что главной проблемой для нашего рынка является не засилье иностранных компаний, это всего лишь следствие того, что государство не оказывает достаточной поддержки для отечественного производителя. А это, в свою очередь приводит к дисбалансу в данной сфере, и государство тоже теряет множество выгод. А само создание нефтесервисного госхолдинга должно послужить для того, чтобы предприятия недропользователи и нефтегазосервисные организации, наконец смогли  добиться наиболее эффективного совместного труда и полного выполнения всех договоров по сервису. Нефтяные компании России, вступившие в холдинг, смогут внедрять новые технологии, улучшая качество конечного продукта.

Крупнейшие нефтяные компании России

Место Компания Объем реализации Прибыль до налогообложения Чистая прибыль
«ЛУКойл» 123,108 12,822 17,3 2,2
«Роснефть» 83,388 12,68 15,2 2,5
ТНК-BP Холдинг 54,17 9,047 9,6 1,9
«Газпром нефть» 44,021 5,048 6,2 1,1
«Сургутнефтегаз» 43,185 8,386 н.д. 1,4
«Татнефть» 20,941 2,331 5,96 0,51
«Башнефть» 17 2 2,1 0,28