Обзор крупнейших производителей и российского рынка карьерных самосвалов

03.04.2016 13:24
Обзор крупнейших производителей и российского рынка карьерных самосвалов
Иллюстрация:
укроп.org

На сегодняшний день полезные ископаемые из недр нашей земли помогают добывать огромные машины - карьерные самосвалы, поражающие всех своими габаритами и удивительными структурами.

Карьерные самосвалы класса Ultra Truck появились в XX столетие и носили название Euclid. Выпустила их компания Euclid Crane and Hoist Company, которая в начале своей деятельности ремонтировала и продавала различную технику для возведения домов и сельского хозяйства. И лишь в 30 годы, просмотрев рыночные сводки, фирма приняла решение производить тяжелые грузовики.

С помощью инженеров братьям Армингтон удалось создать новую не просто грузовую машину, а грузовик, выполняющие конкретные цели и задачи. Вид машины был несуразен, но такими конструктивными возможностями не обладал, ни один грузовик. Кузов выполнен в виде ковша и имел заднюю разгрузку, кабину водителя защищал навес, колеса были различны по диаметру. За счет этого самосвал обладал высокой проходимостью. Первый грузовик мог поднимать до 8 тонн груза, и был предназначен для работ только в теплые периоды, так как водительская кабина не имела дверей и отопительной печки.

Данная машина и стала последователем большого семейства современных карьерных самосвалов.

Данный самосвал и явился родоначальником современных карьерных грузовиков. Со временем оптимальной конструкцией самосвала была определена схема с двумя осями, обеспечивающими полный или задний привод, а кузов, которого разгружается, опрокидываясь назад.

Данная карьерная техника делится на две группа:

  • с жесткой рамой;
  • с шарнирно-сочлененной рамой.

Грузовики, входящие в первую группу, могут иметь гидромеханическую или электромеханическую трансмиссию. При этом, как правило, гидромеханику используют на автомобилях, грузоподъемность которых не превышает 100 тонн, но есть и исключения.

Машины из второй группы отличаются тем, что имеют все ведущие колеса и дополнительный мост для снижения давления на грунт и улучшающий проходимость. В тоже время, они имеют ниже показатели грузоподъемности, чем грузовики с жесткой рамой. Основным направлением использования таких самосвалов стало преодоление бездорожья.

На данный момент есть много крупных производителей самосвалов карьерного класса, но мы рассмотрим лишь самых известных:

  1. Белаз;
  2. Terex;
  3. Caterpillar;
  4. Liebherr;
  5. Euclid;
  6. Komatsu.

Белаз

БелазВедя разговор о тяжелых машинах, в уме всплывает вначале производитель "Белаз". Огромными монстрами из Белоруссии гордился весь Советский союз. Производство карьерных самосвалов в этой компании все время развивается, они выпускают все новые модели, которые превосходят предыдущие по грузоподъемности и размерам. На данный момент производителем выпускается машина «БелАЗ-75306», весящая 156 тонн и умещающая в свой кузов около 220 тонн полезных ископаемых. Этот вид карьерного самосвала обладает электронной трансмиссией и дизелем в 2300 лошадиных сил, это позволяет развить скорость до 45 км в час. Большей скорости этому суперсамосвалу не нужно, ведь необходимо помнить о сложном управлении этой машины и дорогах, состоящих из грунта.

Машиностроительный завод, производящий "БелАЗов", был возведен в 1948 году в Белоруссии. Своего первенца - БелАЗ-540 завод выпустил в 1961 году, самосвал мог перезвонить до 40 тонн грузов, на тот момент это была большая грузоподъемность. Но производитель не остановился на достигнутом и с каждым разом усовершенствовал свои модели - увеличивая грузоподъемность и объемы машин. Так в 1968 году был выпущен грузовик, обладающий грузоподъемностью до 80 тонн, в 1978 - грузоподъемность увеличилась на 20 тонн, в 1982 - еще на 70, в 90-х годах "БелАЗы" были способны перевозить до 280 т горных пород. Первый мощнейший грузовик "БелАЗ-75600", способный перевозить 320 т грузов появился в 2005 году.

Карьерная машина "БелАЗ-75600" оснащена:

  1. дизелем с электроуправление;
  2. передачей с МПУ управлением;
  3. системой централизованной смазки;
  4. системой комбинирования тушения пожара с автомат управлением,
  5. системой видеобзора сзади и с боку;
  6. кабиной для 2 человек и системой безопасности ROPS.

Белорусский "БелАЗ" может развивать скорость до 64 км в час.

Осенью 2013 года производитель "БелАЗ" выпустил новинку БелАЗ-75710. Этот карьерный самосвал способен перевозить 450 тонн груза. В январе 2014 года эта машина установила рекорд Гиннеса, перевезя 503, 5 тонны груза. БелАЗ-75710 способен развивать максимальную скорость до 67 км/ч.

Terex

TerexGeneral Motors в 1974 году выпустила Terex 33-19 Titan - этот самосвал по-прежнему работает и считается одним из самых огромных грузовиков. Высота этого трехосного гиганта достигает семи метров, а вес - 260 тонн, с наполненным кузовом - 650 тонн. Данный карьерный грузовик работает от двухтактного шестнадцатицилиндрового дизельного двигателя мощностью в 3300 л.с.

Компания Terex была создана в 1968 году путем преобразования организаций в промышленности США. На данный момент Terex - одна из крупных корпораций на земле, которая состоит из 40 различных изготовителей техники и трудится в 120 государствах.

Мощнейшие карьерные грузовики от корпорации выпускает производитель Unit Rig, входящий в группу компании Terex. Представителем этой фирмы в России является "Глобал Технолоджи Групп". Модели ТМТ представлены 9-ю самосвалами на дизельном электрическом двигателе, способными перевозить 109-326 тонн грузов. Недавно появились компактные и экологические грузовики на дизельном электрическом двигателе с приводом переменного тока. Их грузоподъемность составляет 109-326 тонн, а мощность двигателя - 895-2090 кВт.

Caterpillar

CaterpillarНе только Terex 33-19 Titan имеет большую грузоподъемность, в этом его превзошел Caterpillar-797. Данный самосвал способен перевозить свыше 400 тонн грузов. Вес самой машины - 260 тонн, а размеры такие гигантские, что в кузове легко поместиться большое строение из камня. Автомобиль оснащен семи кубометровой канистрой для топлива, так как его расход на 1000 м составляет 783 литра. В движение колеса самосвала приводят два двигателя суммарным объемом 3400 л. с. с несколькими турбинами посредством семискоростной коробки передач на механике, несмотря на то, что есть мнение - использование электротрансмиссии позволяет получить плавное движение, настолько нужное для такого рода машин. На карьерных машинах устанавливают коробки не только семиступенчатые, но и пятнадцатиступенчатые и даже больше. Наивысший скоростной режим Caterpillar-797 просчитать сложновато, так как электросистема, встроенная в него, ограничивает развитие скорости до 65 км в час. Для такого огромного монстра данное ограничение считается разумным, ведь его габариты огромны: длина - 14,5 м, ширина - 9 м, высота - больше 7 м.

Liebherr

Карьерные грузовики огромных размеров и возможностей перевозить большие тонны грузов существуют и Европейского производства. Так одним из представителей является Liebherr T282B - немецкий автомобиль, выпущенный специально для Австралийских, Южноафриканских и Канадских горных обогатительных комбинатов. Данный самосвал весит 222 тонны и может перевозить около 336 тон грузов. Liebherr T282B может развить скорость до 64 км в час, благодаря 20-тицилиндровому двигателю мощностью 3650 л.с. Бак для топлива установлен у грузовика объемом 4 730 л. При поднятом кузове объемы этой махины поражают - он становиться размером с дом из 16 этажей.

Кабина самосвала рассчитана на 2 человек и имеет панель с дисплеем, показывающим не только работу двигателя, его неисправности и много другой необходимой информации. Теперь для отключения двигателя и обесточивания машины не нужно преодолевать кучу степеней, конструкторы установили данную кнопку снизу самосвал недалеко от земли.

Euclid

Карьерные грузовики от компании Euclid - одни из самых старых самосвалов, их производство началось в 1933 году. На данный момент Euclid состоит в промышленном холдинге Hitachi из Японии и носит название Euclid-Hitachi. Эта корпорация выпускает различные карьерные грузовики, способные перевозить 36-282 тонны грузов.

Komatsu

Komatsu Dresser Company летом 1995 года выпустила крупнейший карьерный грузовик Komatsu 930Е, способный перевозить 290 тонн груза. Также у этой фирмы существует еще один дом на колесах Komatsu 830Е с грузоподъемностью 231 тонна. Грузовики оснащены дизель-электрическими двигателями и имеют мощность 1 902 и 1 865 кВт.

Карьерные самосвалы на российском рынке

Наша страна, имея огромные запасы природных ископаемых, входит в число наибольших потребителей разнообразной техники, задействованной в горнодобывающей промышленности. Одну из наиболее важных задач выполняют при помощи карьерных самосвалов.

Наиболее часто на территории страны задействованы следующие типы самосвалов:

  • строительно-дорожные, имеющие грузоподъемность 10-30 тонн;
  • автомобили, имеющие шарнирно-сочлененную раму и грузоподъемность которых составляет 10-50 тонн;
  • автомобили повышенной проходимости с грузоподъемностью до 400 тонн.

Большую часть рынка занимают грузовики, грузоподъемность которых не превышает 40 тонн. Использование карьерных автопоездов также широкого применения не получило.

Основным направлением развития карьерных грузоперевозок является увеличение грузоподъемности грузовиков. Данный параметр, в частности для больших месторождений, оправдывает себя, потому что, увеличив среднюю грузоподъемность с 100 до 300 тонн, позволяет сэкономить на транспортных расходах до 25%.

Не стоит упускать из виду и ни менее интересные варианты оптимизации:

  • улучшение проходимости грузовиков;
  • более широкое внедрение автоматики в средства управления и диагностики;
  • повышение компактности автомобилей при тех же показателях грузоподъемности.

Сейчас отечественный рынок таких грузовиков представлен преимущественно моделями таких производителей как БелАЗ, Volvo, Caterpillar, Komatsu, Terex и Euclid-Hitachi.

В последнее время все большую часть рынка занимает техника, произведенная на территории РФ на предприятиях, созданных совместно с ведущими производителями.

Так на заводе, расположенном в Ленинградской области, в 2011 году был налажен выпуск востребованного самосвала Caterpillar 773Е, грузоподъемность которого составляет 54 тонны, а несколько лет спустя с 2014 года было запущено также производство модели 777G грузоподъемностью около 90 тонн.

В конце 2011 года также была начата российская сборка карьерных грузовиков Komatsu в г. Ярославле, где первой выпускаемой моделью стал 91-тонный HD785-7. И уже в следующем году сошедшие с конвейера самосвалы отправились к своему заказчику.

В это же время совместным предприятием «RM-Terex» в Челябинске было запущено производство карьерных грузовиков Terex, в частности первым стал TR100-RM, с наиболее востребованной тоннажностью 91 тонна.

Рынок в целом после значительного подъема в 2010-2012 годах до 2 тысяч грузовиков в год, на данный момент переживает спад и его объем составляет около тысяч единиц ежегодно.

И хотя количество ввезенной техники с каждым годом уменьшалось, лидирующие позиции продолжают занимать БеЛАЗ, Caterpillar, Hitachi.

Доля техники, поставленной из Белоруссии, занимает до 80%, при этом максимально (около 40%) представлены самосвалы БелАЗ в сегменте вместимостью 120-240 тонн.

Специалисты прогнозируют, что падение рынка уменьшается и в дальнейшем ежегодный рост ожидают от 1 до 7%. Наиболее перспективными для развития называются группы по 90-100, 120-150 и 218-240 тонн.

Согласно данным исследователей ожидается увеличение доли производителей Terex, Cat и Komatsu в сегменте большой вместимости. Но это не скажется негативно на производителе БелАЗ, поскольку вытеснение будет довольно медленным и уменьшение доли будет скомпенсировано ростом рынка в целом.





Сюжеты по теме

Шведский автомобилестроительный гигант «Вольво» анонсировал испытания нового беспилотного карьерного самосвала для горной промышленности, который сможет работать под землей. Об этом сообщило издание Gizmag.

17.05.2016 11:20