Разворовывание карельских рудников

27.07.2012 21:47
Разворовывание карельских рудников
Иллюстрация:
www.nvspb.ru

В заонежских поселках почти средь бела дня занимаются воровством ценного шунгита и продают его потом с поддельными сертификатами через интернет, практически открыто.

С 19 века в Шуньге сохраняется старая заброшенная штольня. В настоящее время шунгит добывается открытым способом на карьерах неподалеку от поселка Толвуй. А в Шуньге на продажу копают шунгит местные жители. Их никто не гонял, так как они брали понемногу. Так как в Заонежье царит чудовищная нищета, то на мелкое браконьерство особенно внимания никто не обращал. Но при этом чиновники старательно подчеркивали ситуацию эмоциональным образом.

Но в прошлом году обнаружились коммерсанты, которые решили потихоньку добывать и заниматься продажей одну редкой разновидности шунгита, которая может быть добыта только в этой штольне. Дело в том, что этот камень блестящий, как черное стекло. Эта варварская деятельность сейчас приводит к обрушению штолен, которые, фактически – памятники горно-заводского дела, хотя официально таковыми никогда не числились. Кроме того, вокруг безвозвратным образом утрачивается ландшафт. Ведь сейчас незаконная добыча шунгита идет не в только в штольнях, но и на поверхности. Коммерсанты просто срывают слой почвы и выбирают весь блестящий минерал.

Выглядит это примерно таким образом. В штольне, которая расположена посреди поселка, установлены лестницы и выбиты много горизонтальных шурфов. Оттуда достают блестящие черные куски минерала, это и есть "элитный шунгит". Все не блестящие фрагменты просто бросают на пол. А ведь таких фрагментов большинство. Так как лучшие кусочки имеют свойство пристраиваться на потолке, то старатели обычно долбят поверху. В итоге уже пошли трещины и имеются маленькие обвалы. А потом их станет больше. Снаружи, недалеко от штольни вырыто много здоровенных ям, откуда тоже старательно выбираются "блестящие кусочки".

Причем незаметно всем этим заниматься просто невозможно – рядом со штольней проходит шоссе на Медвежьегорск и Великую Губу.

Совершенно непонятно, кому надо ковырять стенки и рыть ямы, ведь рядом шунгита просто навалом. Специалисты предполагают, что "черные старатели" принимают блестящи камень за лиддит, а этот минерал у ювелиров используется для того, чтобы определять какова проба золота.

Но на самом деле действительность совсем прозаична. В сети много рекламных объявлений , в которых сообщается про продажу "элитного шунгита". Причем продавец спокойно сообщает, что камень берет только в Шуньге. А к товару прилагается сертификат, типа камни настоящие и жутко лечебные. Вот только сертификат то выдан на Зажогинское месторождение, где идет открытая добыча шунгита для промышленных, а не медицинских нужд. Но товар расписан по полной. Само собой сообщается, что с каждым днем шунгита все меньше и доставать его все сложнее.

Такой «элитный» камень массой 216 грамм оценивают в три с половиной тысячи рублей. Так как добыча его почти совершенно бесплатная и уж точно малозатратная – неплохой показатель. Ведь шуньгинская штольня считается закрытым месторождением для разработки, его не арендуют, а значит, и платить за разработку ничего не нужно.

Фактически это – нарушение российского законодательства, в том числе закона "О недрах". Карельский Росприроднадзор занимает довольно странную позицию. Ведь многие предлагают принять меры к незаконным добытчикам шунгита. Но чиновники считают, что имеют право заниматься контролем только тех пользователей недр, которые имеют официальную регистрацию.

Непонятно, как чиновники умудряются настолько подставиться. Дело в том, что в документах по данному вопросу четко прописано, что инспектора по геологическому контролю обязаны пресекать самовольное пользование недрами всеми способами, вплоть до отправки материалов в компетентные органы, чтобы браконьеров привлекли к ответственности.

При этом шунгит – не единственное полезное ископаемое, активно разворовываемое на территории Карелии. Аналогично поступают еще и с мрамором в заброшенных мраморных ломках. Аналогичным способом можно спокойно набрать глыб кварцитопесчаника – а это знаменитый шокшинский порфир. Причем это можно сделатьрядом с действующим карьером – поблизости есть полузаброшенный. Вообще на Онеге раздолье - воруй не хочу. А тут еще есть и медные руды, и даже породы с приличным содержанием золота, причем все заброшенные карьеры никем не охраняются. Вообще карельской природоохране - мониторинг просто лишняя головная боль.

Специалисты рассказывают, что уже не первый год следят за этими «разработками». Раньше "черные старатели" работали только в штольне, а теперь долбят и вокруг. Как то один ученый спугнул таких деятелей и спросил их – куда они набирают шунгит. Оказалось, что тех наняли торговцы из Питера, те пригоняют машину и забирают товар по несколько мешков. А ведь штольня охраняется как памятник природы, вот только реальной государственно заботы особенно то и нет.

Как-то был момент, что один московский предприниматель хотел устроить в штольне центр релаксации - ведь в шунгите, тем более в такой толще, исчезает электромагнитный шум, окружающий городских жителей и вредящий здоровью. Но он такого разрешения не получил, так как в шунгите в два раза выше нормы радиоактивный фон. В итоге штольня никому кроме воров не нужна.

А на самом деле неподалеку от поселка и в других местах шунгита навалом. Его можно просто подобрать с полей – и себе «волшебный» камень возьмете и крестьянам местным поможете, им пахать трудно.