Россия в будущем может лишиться рынка газа КНР

11.09.2011 15:38
Россия в будущем может лишиться рынка газа КНР
Иллюстрация:
chinalogist.ru

Иран начал строительство последнего участка трубопровода, идущего до пакистанской границы. Затем газопровод будет протянут в Индию, откуда он достигнет конечной точки маршрута – Китайской Народной Республики. Для ОАО «Газпром» это плохая новость – газовая магистраль может закрыть для российского монополиста восточные рынки навсегда, поскольку по запасам природного газа Иран занимает втором месте в мире, уступая только России. Следовательно, сможет гарантировать поставки в любую страну на сотни лет вперед.

Против Тегерана сегодня действуют различные международные санкции, которые не позволяют поставлять газ в европейский газопровод «Набукко» и вообще в западном направлении. Но Персия нашла простой и изящный выход — газ пойдет в восточном направлении. Иран объявил о том, что готов удовлетворить все потребности в газе Индии, Китая и Пакистана.

На днях Тегеран приступил к возведению последнего участка нового газопровода до границы с соседним Пакистаном, объявил Реза Гольпайгани, исполнительный директор «7-го транснационального газопровода». Длина участка магистрали — 200 километров, он соединит Ираншехр с границей Пакистана. Общая протяженность «Седьмого» будет около 907 километров. С помощью газопровода будут также газифицированы восточные и южные провинции самого Ирана. Однако гораздо важнее то, что по этой трубе природный газ может поставляться в Пакистан, а затем в Индию и КНР. Это приведет к значительному увеличению доли Ирана на мировом газовом рынке и практически автоматически приведет к увеличению политической роли Ирана на мировой арене, уверен Реза Гольпайгани.

Исламабад, естественно, тоже рад персидскому газу. В энергетическом балансе Пакистана этот вид топлива занимает 53 процента и, согласно прогнозу правительственных экспертов, уже к концу текущего года его дефицит достигнет 63 миллиона кубометров. Со временем он будет только увеличиваться. Помочь решить эту проблему может подписанный в июне прошлого года контракт. Он предусматривает поставки 7.8 миллиардов кубометров газа ежегодно на протяжении 25 лет с 2014 года.

Но что бы осуществить эти планы, необходимо вложить 1.3 миллиардов долларов в строительство локального участка газопровода, рассказал три недели назад Мобин Солат, глава компании - оператора Inter State Gas System. На текущий момент удалось собрать только 510 миллионов: еще 210 миллионов пообещало предоставить правительство, 300 миллионов долларов — некоторые пакистанские банки.

Запасы Ирана составляют 29.6 триллионов кубометров природного газа. Это много – практически 16% мировых. Больше газа имеется только у России — 43.3 триллиона кубометров. При этом Персия добывает всего 219 миллиардов кубометров в год, в то время как Россия — около 600 миллиардов. И первое иранское подземное хранилище газа (которое необходимо для регулирования сильных сезонных колебаний спроса на газ) было построено только весной этого года.

Впрочем, отставание от Российской Федерации Иран наверстывает быстрыми темпами. Ожидается, что к 2015 году добыча природного газа здесь удвоится, отметил Ростам Касеми, министр нефтяной промышленности Ирана. Доля экспорта в объеме добычи голубого топлива вырастет с 6% до 21%. Запасов иранского газа должно гарантированно хватить как минимум на 80 лет.

Такие амбициозные планы представляют серьезную угрозу интересам отечественных компаний отрасли. Тем временем «Газпрому» шестой год подряд не удается договориться с государственной компанией Китая CNPC о стоимости поставляемого в эту страну газа. Россия предлагает достаточно высокую цену топлива, а Китай хочет привязать ее к дешевому углю, а не нефти. Поэтому договор на поставки в Китайскую Народную Республику 68 миллиардов кубометров газа в год до сих пор не реализован.

Тегеран и Москва начали напрямую конкурировать в поставках природного газа. Например, Турция сегодня получает газ из обеих стран. В Армению, кстати, российский газ идет через Грузию и одновременно напрямую из Ирана. И если проект газопровода из Ирана - Китай через Пакистан и Индию будет успешным, то уже через несколько лет Пекина перестанет нуждаться в поставках топлива из Российской Федерации.

Экспорт газа сегодня объявлен приоритетным направлением иранской политики, тем не менее препятствий Тегеран ожидает еще очень много, полагают эксперты.

— Поставки газа скрыть очень сложно. Пока существуют международные санкции, Китай, Индия и Пакистан обязаны их соблюдать. Поэтому на текущий момент проекту возведения газопроводов из России и Туркмении в Индию ничто не мешает. Тем более что «Газпром» зарекомендовал себя как достаточно надежного поставщика, — считает Сергей Чернин, президент компании «ГазЭнергоСтрой».

По Ирану сегодня остаются действенными четыре различных пакета санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, и компании, инвестирующие в экономику Ирана свыше 20 миллионов долларов в год, рискуют быть наказанными со стороны Соединенных Штатов. Однако Раджаб Сатаров, директор Центра изучения Ирана, утверждает, что никаких препятствий по сотрудничеству с Ираном у Индии, Пакистана и Китая не существует.

— Ирану необходимо куда-то девать свой газ, и он вынужден ориентироваться на восточные рынки. Цены у иранцев будут значительно ниже, чем у России. Иран при этом уже давно предлагает России сотрудничество в разработке углеводородных месторождений, строительстве и эксплуатации трубопроводов. Тегеран придерживается вполне рациональной позиции — сегодня на рынке имеется диктат покупателей. Большую часть инвестиций несут с собой продавцы, а покупатели выдвигают все новые я новые условия. К примеру, Турция обеспечила себя природным газом из России и Ирана практически полностью и теперь имеет возможность диктовать свои цены. Для того чтобы избежать таких ситуаций, Тегеран готов отказаться от выхода на западный рынок, но в обмен желает, естественно, получить азиатские рынки. Сегодня Ирану в осуществлении этих планов мешают известные политические проблемы, однако рано или поздно они будут окончательно решены, — считает Раджаб Сафаров.

Тезис о том, что Китайская Народная Республика практически обеспечила себя газом, сегодня встречается часто, но не соответствует действительности, возражает Константин Симонов, глава Фонда энергетической безопасности России. Реальных проектов поставок природного газа в Китай всего 3. Это - ныне действующий газопровод из Туркмении, недавно начатый проект строительства трубы из Мьянмы, и подписанные руководством страны контракты на поставки австралийского сжиженного газа. Однако Япония по причине катастрофы на АЭС «Фукусима» намерена сокращать свою ядерную энергетику, и этот факт способен резко поднять спрос на природный газ в этом регионе. На этом фоне Австралии вряд ли удастся значительно нарастить поставки газа в КНР. Тем временем в самой Поднебесной потребление газа растет резкими темпами, и возникающей дефицит в ближайшем будущем удовлетворить будет нечем.

— Провести газопровод до своей границы - не проблема. Главный источник риска — отношения со странами-транзитерами. Например, Пакистан сегодня становится достаточно нестабильной страной. Генералитет этой страны воспринял ликвидацию бен Ладена как непосредственный плевок ей в лицо, - считает Константин Симонов.

По мнению аналитика, сегодня на этот проект деньги никто не даст. Поставлять газ с помощью танкеров Иран тоже не имеет возможности, поскольку Тегеран не имеет собственных технологий сжижения газа, а экспорт подобных технологий в эту страну запрещен. Весь мир смотрит на Иран как на страну-изгоя. Несмотря на то, что там имеются воистину колоссальные запасы природного газа, до тех пор, пока в Иране не произойдут политические изменения, иранского газа в ощутимых количествах на международном рынке не появится.

По материалам izvestia.ru