Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Перспективы «Южного потока»: ситуация запутанная
Активизация процессов, касающихся создания в Европе системы противоракетной обороны сопровождается такой же активизацией в вопросе относительно реализации проектов поставки энергоресурсов в Евросоюз. Европа быстрыми темпами обрастает все новыми средствами защиты от возможных угроз и одновременно новыми маршрутами доставки энергоресурсов. В обоих процессах активно участвуют США, внешнеполитические ресурсы влияния и приоритеты которых в Европе и окружающих ее регионах тесно привязаны к планам европейских систем ПРО и лоббируемым маршрутам поставок углеводородов.
Проекты «Набукко» и «ЕвроПРО» - самые значимые заявки актеров из евроатлантического клуба, призванные сохранить основные внешнеполитические направления в Европе и ее периферии.
Вполне сопоставимый с «Набукко» по масштабам роли на европейском энергетическом театре российский проект «Южный поток» - на данный момент единственная альтернатива, с помощью которой Москва намерена добиваться внешнеполитического паритета с Евросоюзом. Чего-нибудь наподобие проекта «ЕвроПРО» Россия сегодня предложить не в состоянии по целому букету объективных и субъективных причин, которые полностью исключают доступ Москвы на военно-политические игрища евроатлантистов. Робкое предположение о призрачной возможности какого-то более плотного сотрудничества Москвы с блоком НАТО в проекте «ЕвроПРО», вне всякого сомнения, останется всего лишь предположением, которое наоборот, всячески будет подчёркивать жирную разделительную линию между Североатлантическим Альянсом и Российской Федерацией, заход за которую официальной Москве был, есть, и будет строго воспрещён. Все, что остается - сконцентрировать остаток усилий на энергетическом направлении, то есть на реализации проектов геоэкономической направленности, пускай даже ценой неясной пока экономической рентабельности. Имеется в виду такой затратный проект, которым, без сомнения, будет «Южный поток». Очевидная цель Москвы - вклиниться в очень перспективную нишу ориентирования своего внешнеполитического влияния в Европе посредством еще одной «газовой трубы».
Однако проблема в том, что никто из основных стран-членов НАТО, и США в первую очередь, не намерены вот так просто дать допуск России к европейскому энергетическому рынку через южное направление. Тем более через всё чаще приковывающее к себе всеобщее геополитическое внимание Чёрное море, даже в таком усечённом виде, о котором на днях говорил еврокомиссар по вопросам энергетики Эттингер: «России намного выгоднее получить долю на углеводородном рынке Европы в 30% от объёма 600 миллиардов кубометров, чем 40% от 400 миллиардов».
Основным противником «Южного потока» по праву можно считать Вашингтон. Для США строительство Россией южной газовой трубы в дополнение к практически уже реализованному «Северному потоку» будет слишком непозволительной роскошью, особенно на фоне сближения стремительными темпами с основными причерноморскими странами, которые одновременно являются и главными антиподами России на пути из Черного моря в Европу. Поэтому совсем не случайно, что США решили возводить архитектуру проекта «ЕвроПРО» при участии Турции и Румынии. Первые элементы будущей европейской ПРО будут находиться как раз в этих странах. А они, в свою очередь, довольно тесно взаимодействуют с другими европейскими ключевыми игроками, а в последнее время замечены в приложении активных усилий, направленных на сближение с США в болезненных для России военно-политических областях взаимодействия в рамках североатлантического союза.
С символической разницей всего в несколько часов, Турция и Румыния заключили с Соединенными Штатами новые военно-политические согласительные документы. 13 сентября государственный секретарь США Хиллари Клинтон и румынский министр иностранных дел Т. Баконски в Вашингтоне подписали соглашение по размещению элементов системы «ЕвроПРО» на территории Румынии. И тогда же Румыния и США подписали совместную декларацию о стратегическом партнёрстве двух стран в ХХI столетии. Заключение пакета соглашений послужило румынскому руководству основанием для того, чтобы заявить о поднятии уровня стратегической безопасности Румынии до самых высоких показателей за всю историю страны. А уже 14 сентября Турция и в Анкаре подписали меморандум, в котором идет речь о размещении на территории Турции радиолокационной системы в составе «ЕвроПРО».
Большая озабоченность Российской Федерации на официальном уровне связана с тем, что данные соглашения сильно сужают область возможного сотрудничества между Россией и североатлантическим союзом в отношении проекта «ЕвроПРО». Это выразилось в сентенциях Москвы, высказанных практически сразу после событий в Вашингтоне и Анкаре: «…фон отсутствия какого-либо прогресса в российско-американском и российско-натовском диалоге по тематике ПРО». Такая позиция была высказана в комментарии министерства иностранных дел России под названием «К сообщению о достигнутых соглашениях между Румынией и США о размещении на территории Румынии противоракетной базы США» от 13 сентября.
Размещение оперативной натовской базы ПРО практически впритык к Чёрному морю, к которому с противоположной стороны примыкает основной потенциальный партнер НАТО на Южном Кавказе - Грузия, представляет для России настораживающую тенденцию, тем более на фоне активного противодействия со стороны стран-членов НАТО в планах РФ по реализации «Южного потока». И теперь, когда у России крайне натянутые отношения с Украиной, на многие годы вперёд испорченные отношения с Грузией, и вот сейчас совершенная неясность в отношениях с Турцией и Румынией, прокладка газовой трубы по дну Чёрного моря обязательно встретит активное противодействие со стороны соседов России по Причерноморью. Претензии России (как оказалось, и Иран заодно) к большим экологическим рискам и достаточно неблагоприятной сейсмической составляющей касательно прокладки Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря могут послужить основой для такой аргументации со стороны Румынии и Турции в отношении Черного моря, страдающего от скрытых сейсмических угроз и различных экологических вызовов никак не меньше.
Скорее всего, главным тестом на реальность «Южного потока», про который уже звучали официальные заявления самых высокопоставленных лиц о том, что южная газовая магистраль будет реализована в любом случае, будет последующая динамика российско-турецких отношений. Поскольку соглашение акционеров по «Южному потоку» уже подписано, достигнуты соответствующие договоренности с Болгарией, Москве осталось самое сложное – получить согласие Турции на прокладку газовой трубы через её зону исключительных экономических интересов - Чёрном море. Большинство российских экспертов считает, что в ситуации обострения борьбы «за турецкую сферу влияния» между Российской Федерацией и США сам «объект» этой борьбы получит много козырей в карман и сможет в полной мере использовать свои преимущества в схемах как с Москвой, так и с Вашингтоном. Предполагается, что у американцев турки будут требовать более современных видов военной техники и вооружений, а также помощи на финансовых международных площадках для получения кредитных вливаний в растущую неплохими темпами турецкую экономику. У них же турки могут просить содействия в выстраивании более близких отношений с новыми режимами на в Северной Африке и на Ближнем Востоке. При этом запросы Турции в отношении России весьма ограничены по причине ограниченности характера отношений двух стран, в основном касающегося энергетической сферы. Турок прежде всего интересует как можно более низкая цена на российский газ, что-либо другое предположить сейчас очень сложно.
Турция обещала определиться с ситуацией к ноябрю этого года. Сентябрь в этом отношении должен стать достаточно интенсивным для различных перекрёстных контактов главных действующих лиц касательно окончательного определения собственных позиций и намерений своих контрагентов.
Однако Россия не может и не хочет сидеть и ждать решений её непоследовательных партнёров. Необходимо действовать быстро, решительно и напористо. Об этом говорит шаг, сделанный в сторону приостановления переговоров относительно проекта возведения нефтепровода «Самсун-Джейхан», в котором участвуют и компании из России. Это решение последовало практически через несколько часов после того, как было обнародовано решение турецкой стороны о согласии на размещение на собственной территории радара передового базирования. Это говорит о том, что подобное решение уже лежало в кармане, готовое в любой момент выстрелить. Этот шаг должен быть усилен серией подобных шагов, которые покажут решительность РФ в отношении реализации проекта, под который уже сделаны решительные и обязывающие заявления. В этом отношении для Москвы будет большой находкой недавнее предложение Киева, смысл которого сводится к переориентации трубопровода «Южный поток» с морского маршрута на сухопутный через украинскую территорию.
По материалам hvylya.org
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45