Как пели первые птицы и динозавры

13.10.2016 12:04
Как пели первые птицы и динозавры
Gabriel L. Lio -for the Museo de Ciencias Naturales, Bernardino Rivadavia, Argentina

В журнале Nature опубликована интересная статья американских ученых, которые выяснили, какие звуки издавали в глубокой древности динозавры и птицы.

Это может показаться невероятным, но палеонтологи установили, что древние птицы издавали звуки, похожие на крякание уток, трубеж лебедей и гудение диких гусей, а динозавры, как считают исследователи, умели выдавать лишь гортанные звуки, которые они издавали, не раскрывая рта.

Следует сказать, что в последние пару десятилетий ученые значительно расширили свои знания о жизни древних рептилий. Например, стало доподлинно известно о том, что практически все динозавры имели перья, а многие из них высиживали яйца. Однако, зачем птицам и динозаврам нужны были перья и как они появились, ученые пока не знают.

Чем же отличались древние птицы от динозавров, ведь у тех и других были перья, а их потомство появлялось из яиц, которые высиживались родителями.

Частично ответить на этот вопрос стало возможным в 2005 году, когда ученым посчастливилось отыскать во время раскопок на антарктическом острове Вега хорошо сохранившиеся останки единственной на данный момент птицы мезозойской эры Vegavis iaai, которая является прямым родственником современных пернатых. Это была небольшая водоплавающая птица, которая хорошо уживалась с гигантами мезозоя за полярным кругом.

Научная удача палеонтологов заключалась в том, что им удалось найти не просто хорошо сохранившиеся окаменелые тела древних «гусей», но и даже отпечатки трахей и других мягких тканей. Таким образом, ученым стало известно о сиринксе – голосовом органе птиц, который расположен у основания трахеи, между воздуховодами, идущими к каждому легкому.

Исследуя сиринкс при помощи современных методов томографии, исследователи выяснили, как он был устроен у древних пернатых, что дало возможность сравнить его анатомию с аналогичным органом у современных птиц.

Оказалось, что голосовой орган Vegavis iaai по своему строению был схож с аналогичной частью трахей у современных гусей и уток, а также других птиц, не обладающих певческими навыками. На основании полученных данных ученые предполагают, что Vegavis iaai как минимум умели крякать и гудеть, как их современные родичи.

К сожалению, провести аналогичное исследование с динозаврами пока не представляется возможным, поскольку ученые еще не смогли найти окаменелые останки динозавров с отпечатком их сиринкса. Некоторые специалисты не исключают того варианта, что у динозавров вообще не было сиринкса, а птицы его приобрели в ходе самостоятельной эволюции.

В издании PNAS вышла в свет интересная статья, авторы которой рассказали об интересной археологической находке, обнаруженной учеными на северо-востоке Китая. Речь идет об останках необычной протоптицы, возраст которой специалисты оценили в 120 млн. лет.
12.10.2017 00:14
Динозавры являются, пожалуй, самым известным видом древних животных, которые в далеком прошлом населяли Землю, безраздельно господствуя на протяжении десятков миллионов лет, и вымерли в результате глобального катаклизма, скорее всего, по причине катастрофических последствий, вызванных падением гигантского астероида, который спровоцировал наступление «ядерной зимы» с резким понижением земных температур.
09.01.2017 00:00
Недавно в профильном издании Paleontology была опубликована интересная статья группы ученых одного исследовательского центра зарубежного университета, которые инициировали проведение научных исследований на предмет воссоздания окраса древних птиц, живших во времена динозавров.
16.11.2016 15:56
Динозавры у подавляющего числа рядовых обывателей ассоциируются с громадными животными, давным-давно господствовавшими на Земле. Однако, современная наука пока мало знает о том, насколько динозавры были «умны», ведь практически ничего не известно о мозге древних рептилий.
01.11.2016 12:28
Современному человеку трудно себе даже вообразить, каких размеров достигали крупные виды динозавров, живших более 100 млн. лет назад на Земле.
24.10.2016 00:01
В издании Scientific Reports опубликована статья, автор которой, палеонтолог Брюс Ротшильд из Северо-восточного медицинского университета Огайо в Рутстауне, рассказал о том, что в Румынии были найдены останки утконосого динозавра, челюсть которого была поражена амелобластомой - доброкачественной опухолью, образовавшейся в результате разрастания тканей зубной эмали. Данная опухоль встречается у современного человека.
06.07.2016 12:46